60х30
Картон, масло
1994
Портреты жены Татьяны – отдельная страница в творчестве художника. Для Брусиловского Татьяна была музой, источником нескончаемого вдохновения. Каждый портрет пропитан любовью, нежностью, невероятной теплотой, уютом. В этом семейном портрете мы четко видим известный сюжет: бегство Марии и Иосифа в Египет. «Бегство в Египет» — один из поэтичных эпизодов Евангелия. Сюжет «Бегство в Египет» весьма распространен как в светской, так и в религиозной живописи. Обычно художники и иконописцы изображают Марию с Богомладенцем едущими на ослике, которого тянет за уздечку старец Иосиф. Иногда их сопровождают ангелы или сыновья Иосифа от первого брака. Путники торопятся, в их лицах усталость и решимость. Различные эпизоды этого важного события изображались уже сотни раз, и многие художественные произведения, возникшие на эту тему, приводят нас нередко в восхищение. Обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.
На картине Миши Брусиловского «Путешествие» личное видение этой темы. Святое семейство, застигнутое наступлением темноты, остановилось на ночлег… Крыша их дома – огромное звездное небо, но свет любви, исходящий от лика Марии, согревает Иосифа. Краски теплы. Ночь торжествует, как на Рождество, будто ангелы незримо продолжают петь гимн «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Несмотря на тревожную ноту истории, герои картины спокойные, даже умиротворенные, ведь они есть друг у друга, они – целый мир. Брусиловский словно делает признание в любви в каждом портрете, благодарит, воспевает, бесконечно любит.
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждого художника свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали Ее творить. Точно одно — во все века и времена женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать особое внимание художников.