Венера в гроте
В основу сюжета легла средневековая легенда о Венере и Тангейзере. Языческая богиня Венера заманивает Тангейзера, рыцаря-христианина, в свой грот, где он проводит семь безоблачных лет. Однако, пресытившись сладострастным покоем, Тангейзер раскаивается в связи с «дьяволицей» и в обличье пилигрима идет к Папе Римскому просить искупления греха. Но как ни цвести цветам на папском посохе, так не будет прощен столь тяжелый грех – таков вердикт Папы Урбана IV. Тангейзеру ничего не остается, как уйти обратно к Венере, которая его радостно встречает. Но не прошло и трех дней, как случилось чудо, и на папском посохе распустились цветы. Но поздно уже было искать Тангейзера, он навечно остался в объятиях Венеры.
Как писал о своем многолетнем друге Виталий Волович, «его мир — неохватен... Из богатства внутренней жизни художника рождаются его образы — мощные и нежные, светлые и драматические. Они возникают из бесконечного пространства его картин, из структуры его живописи, жестко организованной и чувственной одновременно. Это необозримое пространство заселено апостолами и блудницами, сверкающими ангелами, вздыбленными конями, львами, женщинами... Это трагический мир Распятий, Искушений, Изгнаний... Мифические образы, благодаря художнику, становятся реальностью сегодняшней жизни».
Фантасмагоричное действо происходит на полотне: античная Венера с развевающейся красной накидкой скачет на буйном коне в причудливый грот, наполненный цветными кристаллами, и… с гипсовым бюстом самой богини. Мужчина-всадник летит в бездну, лев крадётся к лежащему женскому телу, какое-то фантастическое чудище тоже идёт в грот… Вокруг летают планеты, астероид с двумя львами на нём – как и в легенде, в гроте Венеры Брусиловского происходит мифическая вакханалия, но, если хорошенько присмотреться, то хаос на картине на самом деле оказывается весьма упорядоченным действом.