151х172
Холст, масло
1973
Человеческий род привык торжественно и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим названием он выделяет себя из немыслящей природы и делает себя ее властелином. Искусство как творческое самовыражение человека и способ его взаимодействия с миром возникло раньше абстрактного мышления и раньше науки. «Homo Sapiens» - одна из самых неординарных работ мастера. Шок, удивление – первое, что рождает увиденное. «Homo Sapiens» внешне напоминает древнюю икону с клеймами по бокам, повествующую историю возникновения человека, человечества, цивилизации. История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Клейма зримо сохранили события и образы, которые изображает Брусиловский, подобно иконописцу. На главном полотне предстают первобытные люди, «неандертальцы», почти неотличимые от фантастических существ рядом с ними: ящер и саблезубый тигр. Но это уже «человек разумный», наш далекий предок. Рама скомпонована из 18 «клейм», на которых мы можем увидеть: и свадьбу Гарсии Лорка, и ядерный взрыв, портреты Миши и его эмигрировавшей жены Валентины, инопланетян, скелеты. Автор раскрывает пороки человечества, многоплановость образов поражает воображение. Человек – это торжество разума, который воплощает существо человека. Искусство зародилось в тот особый период истории, когда человек уже сложился физически и психически и по задаткам интеллекта приблизился к современному.